Siven (si_ven) wrote,
Siven
si_ven

Categories:

Шинель. История военной шинели.

А почему, собственно, шинель серая? Почему не черная, синяя или буро–малиновая? А потому, что экономика. Серый цвет — это естественный цвет ткани под названием сукно, из которого она пошита. А окраска сукна существенно поднимает стоимость ткани. К примеру, в 1776 году по документам того времени 1 аршин некрашеного сукна стоил 72 тогдашних копейки, а крашеного – 84 копейки. Поэтому, когда надо обмундировать дружину или оруженосцев, это не очень затратно, и немногочисленные средневековые вооруженные отряды щеголяли буйством расцветок, другое же дело, когда в бой вступают миллионные армии, здесь каждая непотраченная копейка дает в сумме существенную экономию оборонного бюджета. Заглянув вперед - вернемся к началу истории.


Итак, что такое шинель. Этимология слова «шинель» однозначно не определена, существуют несколько версий. По одной версии, которую можно прочесть в википедии, шинель образовалась от «французского слова chenille (современное прочтение: сениль, синиль — цветной шнур, пряжа, бахрома). Сениль была непременным атрибутом отделки военной одежды в прошлом, вследствие чего произошел перенос значения слова». С этой версией спорит другая, которая говорит, что да, слово французское, но переводится как «гусеница», и обозначала в то время широкую утреннюю одежду, которая украшалась зигзагообразным шитьем из галуна, это шитье напоминало извивающуюся гусеницу. Существует еще предположение, что слово произошло от искаженного прусского термина, обозначавшего «покрышку из грубого сукна для охотничьих собак». Короче говоря, похоже, мы так и не узнаем, откуда взялось это слово.
Само определение шинели довольно точное, энциклопедические словари говорят о том, что это «форменное военное пальто со складкой на спине и хлястиком», ранние словари оговаривают, что под шинелью понималась еще форменная гражданская одежда, которую носили чиновники.
Вопрос из зала.
— А зачем на этой одежде складка и хлястик?
Отстегнув хлястик, удерживающий складку или складки (бывало до шести складок) сложенной, шинелью можно существенно увеличить площадь укрываемой поверхности за счет дополнительного материала, который при обычном ношении прячется в складку; разложенная шинель превращается в одеяло или плащ–палатку, в которую можно закутаться полностью с головой, это что–то универсальной одежды.
Вопрос из зала.
— А почему шинели делали из сукна, шерстяной ткани?
А потому, что другой ткани массового производства больше не было. Современные люди, привыкшие к бесконечному разнообразию типов современных тканей, от кожи молодого дермантина до меха чебурашки, как–то упускают из вида то, что тогда в Европе материалов для изготовления тканей было раз, два и... все. Шерсть, лен, пенька. Но лен в основном шел на производство нижней одежды, он был непрочен и очень плохо окрашивался; пеньку изготавливали из стеблей конопли, которую вымачивали в воде многие месяцы, ткань из нее получалась грубой, так называемой «дерюжной», поэтому в основном из пеньки делали веревки и канаты.
— А хлопок? – спросите вы.
А не было тогда хлопка. Вернее, он был, но только не в Европе. Да, его привозили из Индии в виде хлопка–сырца, но он шел в основном на производство фитилей для свечей. И массовое производство хлопчатобумажных тканей началось только с наступлением промышленной революции, а это самый конец 18 — начало 19 века. Так что тут только шерсть, без вариантов.
Типы основных шерстяных тканей
•Сукно.
От чешс. «соукать» — мять, валять. Тканый материал из шерстяных нитей. После изготовления ткани ворс дополнительно сваливают так, чтобы валяная поверхность полностью закрывала переплетение нитей, т.е. нитей не видно вообще.
•Фриз.
От франц. «frise» — завивать. Грубое толстое сукно низкого сорта, имеющее слегка завитой ворс. Термин «фризование» в суконном деле обозначал операцию по приданию ворсу ткани легкой волнистости.
•Фланель.
От англ. «flannel» (от валлийск. gwlan — шерсть). Ткань с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом.
•Байка.
От голл. «baai» (от старофранц. baie — шерстяная материя) Мягкая, плотная ткань с более густым начесанным ворсом на изнаночной стороне.
Камвольная ткань.
От нем. «kammwolle» — чесаная шерсть. Тканый материал из шерстяных нитей. В отличие от сукна, поверхность камвольных тканей совершенно гладка или слегка ворсиста, переплетение нитей рельефно проступает на поверхности материала, войлокообразный слой от валки отсутствует.
Первое упоминание о шинели в России относится к концу XV I II века, когда это нововведение пришло на замену суконного плаща под названием «епанча», бывшую тогда верхней одеждой армии екатерининских времен. Автором радикальной реформы по замене обмундирования русской армии был Павел I, ненавидевший все, связанное с матерью и ее фаворитом Потемкиным, и обожавшим все прусское. Уже на следующий день после восхождения на престол Павел I издал указ об отмене существующей формы одежды и переводе армейского обмундирования на прусский образец, вместе с этой формой вводилась новая верхняя одежда — шинель. Какая–то сермяжная правда в новой форме была (к примеру, гвардейский офицерский мундир эпохи Екатерины II стоил 122 рубля, а это треть годового жалования; мундир по павловскому указу стоил всего 22 рубля), но в основном армейцы эту одежду ненавидели из–за неудобства и старомодности. Общее мнение выразил А.В. Суворов, тогда фельдмаршал — «пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак». Но шинель оказалась удачным нововведением — после скорой смерти Павла I, когда все с облегчением сняли павловскую форму и достали припрятанное обмундирование екатерининских времен, шинель осталась в русской армии.


Взошедший на престол после смерти Павла I его сын Александр I оставил шинель как верхнюю одежду армии. Покрой ее менялся с течением времени, но это были эволюционные изменения, соответствующие моде того времени. Довольно сильное влияние на строй шинели оказала война с Францией, которая началась с 1805г. Вот французская шинель наполеоновской армии:


А это гренадер лейб–гвардии Финляндского полка в 1806г, в надетой шинели и скатанной, закрепленной на ранце. Шинель, как видно, стала короче шинели 1799г, стоячий ворот удлинился.


До 1858 года существенных трансформаций в форме шинели не было, затем были внесены изменения: шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, стоячий воротник заменился на отложной, на который нашивались цветные клапаны.


Шинели для пехоты и кавалерии отличались длиной, у кавалеристов шинель была с разрезным шлицем и существенно длиннее, чтобы при езде на лошади полы шинели закрывали ноги и служили как попона для самой лошади. Офицерская шинель отличалась от солдатской пелериной из того же шинельного сукна для утепления плеч, у старшего командного состава (от полковника и выше) пелерины было две. Вот обер–офицер (младший командный состав) лейб–гвардии Измайловского полка в надетой как плащ офицерской шинели, апрель 1864г.


В похожем виде армейская шинель просуществовала долго, аж до революции 1917г. Изменения, разумеется, были (убрали пелерины с офицерских шинелей, менялось количество пуговиц и способ застегивания у солдат – на крючки, кавалерийские шинели получили широкие обшлага на рукавах и т.д.), но описывать эти изменения в статье нет никакой возможности – к примеру, в библиотеке есть 33! тома указов и распоряжений по разделу «Перемены в одежде и оружии Российской армии» только с 1700 по 1881 года.
Вот шинель для нижних чинов обр. 1911г. со знаками отличия офицерского состава (на время войны офицеры частей обязаны были носить в военное время предметы солдатского обмундирования: солдатские шинели, походные рубахи и гимнастерки, шаровары и фуражки, сохраняя офицерские знаки различия).


История появления послереволюционной шинели довольно запутанная и полна мифов. После революции отряды красной гвардии одевались кто во что горазд, единственным обязательным элементом был красный бант на одежде или красная лента на головном уборе, но все это отдавало каким–то цыганским разноцветием и, бывало, парад революционных частей очень напоминал налет партизан на водокачку. Уже в 1918г руководству республики стала ясна необходимость однообразной формы одежды для войск.
Приказом народного комиссара по военным делам №306 от 25 апреля 1918 года учреждена временная комиссия по созданию новой формы одежды, приказом № 380 от 21 мая 1918 г. объявлен конкурс на лучший ее проект и создано жюри конкурса. В конкурсе принимали участие В. Васнецов, Б. Кустодиев, М. Езучевский, С. Аркадьевский и многие другие известные художники.
8 апреля 1919г приказом № 628 были утверждены первые образцы обмундирования, где наряду с островерхим суконным шлемом (буденовкой), летней рубахой с тремя полосками сукна на груди цветом по роду войск, кожаными лаптями, были пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками–хлястиками на груди из цветного сукна также по роду войск.


Вопрос из зала.
— А зачем тут приведен целый список номеров приказов и распоряжений?
А это список аргументов в споре с довольно распространенным мифом о том, что такое обмундирование патриотического вида разработано русским художником Васнецовым еще до революции, во время первой мировой войны, и предназначено было для парада в Берлине, а, может, и в Константинополе. Я честно долго пытался найти источник этого мифа, но все, придерживающиеся этого мифа, ссылаются на цитату из книги «Общество русских купцов и промышленников», автор Второв О. А., Берлин, 1924г. Вот сама цитата:«…на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Васнецова и Коровина. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры – вооруженному отряду партии».
Но, что самое интересное, книги с такими выходными данными не существует ни у нас, ни за рубежом. И единственное, что удалось нарыть исследователям, это интервью некоего Второва О.А., прораба треста «Энергомонтаж», где он вспоминает о своих предках, оперируя слухами, сообщенными ему в 1980 годах.
Так что, с одной стороны, есть один мутный источник, рассказывающий о том, что новая форма была разработана до революции, с другой стороны, масса документальных свидетельств о том, что это было после. Вообще, о чем говорить, если для выставки работ конкурсантов был отведен целый гимнастический зал 5–й гимназии в Москве, который, по воспоминаниям участников, был забит рисунками и образцами. Вот эскиз шинели за предполагаемым авторством В.Васнецова, из работ для конкурса:


Но мифы – вещь живучая. Изменения в форме советской шинели пошли практически сразу. Уже в 1924г отменяются цветные нагрудные клапаны, демаскировавшие солдата в бою, воротник и обшлага изготавливаются из сукна такого же цвета, что и сама шинель.


1935г шинель снова претерпевает изменение. Для командного и начальствующего состава вводится двубортная шинель из серого сукна на четырёх по борту пуговицах единого покроя, для рядового и сержантского состава — шинель однобортная, более грубого сукна, чем офицерская, без пуговиц по борту.


В примерно таком виде шинель, собственно, и просуществовала до конца 20 века, из значимых изменений – с 1943г на двубортных шинелях высшего, старшего и среднего командного состава стали пришивать по 6 пуговиц на борт. Шинели младшего командного и рядового состава по–прежнему застёгиваются на крючки. В 1969г на шинель для солдат и сержантов пришили 5 фальшпуговиц.
Были, конечно, попытки как–то облагородить шинель, придать неказистой форме какие–то элементы шика, но это, естественно, была чистая отсебятина. Солдаты наглаживали на шинелях стрелки с помощью мыла, острота стрелок была такова, что, казалось, о них можно порезаться, расчесывали сукно с помощью стальных щеток до такой степени, что казалось, что шинель изготовлена из мохера. Офицеры тоже давали полет фантазии – зашитая складка на спине, позволяющая довольно бесформенную шинель точно подогнать под фигуру, после такой подгонки шинель сидела как влитая.
А сейчас в российской армии шинели нет. Довольно образно причину обрисовало армянское радио, когда его спросили, можно ли изнасиловать женщину на бегу. Армянское радио ответило:
— нельзя, потому что женщина с поднятой юбкой бежит гораздо быстрее, чем мужчина со спущенными штанами.
Военная шинель стала неактуальной при смене концепции ведения боевых действий. Во времена плотных пехотных каре, сплошных линий фронта, миллионных армий – дешевая, универсальная, в общем–то незаменимая одежда. Но тяжелая, неудобная, путающаяся в ногах – во время маневренного боя в современной «войны моторов» и перехода к контрактной, профессиональной армии. Уже по итогам военной кампании в Афганистане стало ясно, что обмундирование советской армии устарело и нуждается в приведении его к современным реалиям. В связи с развалом СССР процесс перехода на новое обмундирование затянулся, только в 1994г приказом президента Российской федерации шинель сменили на пальто, т.е. без складки и хлястика. И пальто сейчас позиционируется только как вид повседневной или парадной формы одежды, в полевых и боевых условиях в качестве верхней одежды используются различные куртки и бушлаты.
Шинель – это уже история, но, наверное, вспоминать ее будут еще очень долго.
P.S. Шинель в других армиях.
Одевать однообразно войска в европейских странах начали раньше, чем в России. Театр боевых действий в тогдашней средневековой Европе не отличался масштабностью, управление немногочисленными армиями многочисленных лоскутных государств требовало быстро отличать в бою своих от чужих, затруднить дезертирство, что возможно, если военная одежда сильно отличается от гражданской; от армии требовалась жесткая дисциплина, слаженность действий – все это облегчается, когда армия одета одинаково. Одним из первых одел в форму свою армию Кромвель в 1645г, по его приказу солдаты надели красные кафтаны. На континенте в форму переоделись значительно позднее – только в 1749г во Франции декретом короля Людовиком XV было установлено понятие формы в армии. Правда, какие–то зачатки однообразной военной одежды были еще при Людовике XIV, отдельные полки одевались в разные цвета. В Пруссии только Фридрих Великий ввел однообразную форму своих войск, а это начало Семилетней войны, 1756—1763гг.
Впервые шинель как верхняя теплая военная одежда появилась в Англии, ведь именно там началась и развилась суконная промышленность (правление Тюдоров, XV—XVI). Первая английская шинель (greatcoat) датируется 1780г. Правда, она была без рукавов и напоминала плащ–палатку. Но очень быстро эта дешевая теплая одежда приобрела классические очертания (рукава, стоячий или отложной воротник) и распространилась по всей Европе. И внешний вид шинелей разных стран не особо отличался друг от друга, варьировался цвет, количество пуговиц и другие незначительные детали.
Производство обмундирования очень сильно повлияло на развитие суконной промышленности. В XVII веке вслед за Англией с ее первыми в мире суконными заводами стало бурно развиваться производство сукна на континенте. Во Франции под руководством Кольбера появились массово суконные мануфактуры, в Пруссии производство сукна достигло настолько большого масштаба, что при потреблении самой Пруссией 50 тыс. кусков сукна в год русская компания в Берлине вывозила в Россию 20 тыс. кусков солдатского сукна в год. Но его в России не хватало, и по приказу Петра I были построены Московские и Казанские суконные фабрики, в 1729г на них работало по 700 рабочих и около 130 ткацких станков.
И темпы производства сукна росли с каждым годом. Впечатляющий результат был зафиксирован во время первой мировой войны — в России за период боевых действий 1914–1917 годов в действующую армию поступило от отечественных производителей 50 млн шинелей. А для изготовления одной шинели требовалась в среднем шерсть почти двух овец. Ничего подобного в мировой военной истории более не наблюдалось! К слову, рекорд производства шинелей во вторую мировую войну также принадлежит нашей стране — советская лёгкая промышленность за 1941–1945 годы произвела 38 млн шинелей.
Если понравилось о шинели, можно почитать о сапогах кирзовых , яловых и хромовых, и Фуфайка. История ватника-телогрейки.

Tags: офицерская шинель, солдатская, сукно, шинель
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments