Siven (si_ven) wrote,
Siven
si_ven

Category:

Великая Яса Чингис-хана.

Восемьсот лет назад по этому простому закону, заучиваемому наизусть, жили часть населения Евразии. И им его вполне хватало.


Свод законов, регламентирующий правила поведения и жизни монголов.

Статьи "Великой Ясы", представленные ниже, надо читать с обязательным учетом трех моментов:
1. Все положения первоисточника формулировались так, что бы каждая фраза произносилась на одном дыхании. Это типичное требование для законодательных актов заучиваемых наизусть. Признак оригинала.
2. Любая фраза первоисточника не допускает двойного толкования. "Яса" - закон прямого действия.
3. Если известная фраза "Ясы" записана иначе - она должна быть переформулирована, кратко и точно. Канонического варианта нет, её исходный текст - это стихи (!) на старомонгольском.
Это к тому, что читать полный курс "источниковедения" тут неуместно, а понимать, что "Ясу" много раз дописывали и правили под текущие нужды - надо обязательно. Чингис-хан, согласно звучанию термина, был человек "с душой широкой, как море".


Он никогда не опускался до мелочной регламентации. Полагаю, что положения этого великого памятника человеческой культуры ещё пригодятся. Не нам, так после нас.
Обращаю особое внимание, что выполнение любых положений "Великой Ясы" возлагалось на каждого. Не было возможности "свалить ответственность на государство". Монгольский Проект опирался на сетевую систему "равной ответственности людей" за дела ближних и дальних. Иерархия там была только на поле боя. Никто никого не тащил в суд, не доказывал меру его вины, не нанимал адвокатов. Преступников убивали на месте сами свидетели или обличители, именем Великого Синего Неба. Право на это имел всякий живущий.

Восстановленный, по правилам современного русского языка, текст "Великой Ясы", с комментариями:

1. Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю, без различия возраста и знатности - смерть;
(Главный принцип солидарного общества. Очень похож на главный закон империи Инков - "Не будь трусом, не будь лентяем, не будь прелюбодеем, не будь вором, не будь лгуном, работай сам или умри")
2. Тому, кто помогает одному из двух спорящих между собой, без различия возраста и знатности - смерть;
(Статья уничтожает состязательность судебного процесса и судебную власть вообще, все люди, по "Ясе", абсолютно равны между собой и должны решать любые конфликты самостоятельно, без адвокатов. Мир "Ясы" - это живущее по обычному праву общество тотального самосуда.)
3.Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра - смерть;
4. Запрещено черпать открытую воду для питья рукой - можно только посудой для черпания воды;
5. Запрещено стирать одежду в открытой воде, пусть даже, из-за грязи, она не годна для ношения;
(Статьи отражают огромную ценность для степных кочевников любых источников питьевой воды, до обыкновенной лужи включительно. Пепел от костра служил им заменой соли или же лекарством. Вода и огонь, кроме того, считаются, в понимании монголов, очистительными началами и потому священны.)
6. Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза - смерть;
(Статья отражает ограничение кредитоспособности физического лица на необеспеченном доверии.)
7. Кто дал еду или одежду пленному, без позволения его пленивших - смерть;
8. Кто поймает бежавшего пленного и не передаст его пленившим - смерть;
(Статьи отражают суровые законы степной войны в условиях разложения родоплеменного строя)
9. Кто режет скоту горло, а не вяжет ноги и вскрывает ему брюхо, что бы потом сжать рукой сердце - смерть;
(Статья до ХХ века строго соблюдалась у большинства степных кочевников Восточной Евразии)
10. Запрещено требовать от каждого на общее дело более десятой части, вещами, людьми или скотом;
(Статья ограничивала предельные размеры налогообложения для всех жителей, без различия. Интересно, что о существовании этой статьи хорошо помнили враги монголов, завидовавшие низкой ставке, но "старательно забыли" прямые наследники режима Чингис-хана.)
11. Запрещено требовать налог с лекарей, ученых, погребателей тел и служителей любого культа;
(Статья освобождала от налогов представителей общественно полезных профессий и духовенство)
12. Приказано равно уважать все религии и ни одной из них не отдавать предпочтения; (Статья устанавливала светский характер власти Ченгис-хана и его наследников)
13. Запрещено есть из рук чужого, пока он не попробует сам, пусть хоть князь угощает пленного;
14. Запрещено шагать через огонь, на котором готовят еду и через блюдо, на котором едят;
(Статьи отражают постоянную опасность для монгола быть отравленным врагом или побежденным.)
15. Запрещено есть одному, есть больше других и есть, не предложив еду тем, кто находится рядом;
16. Приказано всякому, едущему мимо едящих, сойти с коня и есть вместе с ними, без их позволения;
(Статьи отражают характерную для бедных кочевников "этику голодных", идею "равенства в еде".)
17. Запрещено говорить о любом предмете, что он нечист - все вещи чисты одинаково; (Статья предназначена искоренять всевозможные суеверия, классовые и расовые предрассудки.)
18. Запрещено различать женский и мужской труд или обязанности женщин и мужчин на войне;
(Статья, в XIII веке (!), утверждает полное равноправие мужчин и женщин.)
19. Приказано, в начале каждого года, представлять всех взрослых девушек, без различия, на конкурс красоты;
(Статья уравнивает возможности девушек на свободное замужество вопреки сговору родственников.)
20. Запрещены браки первой и второй степени родства, но мужчина может взять в жены родных сестер жены;
(Статья запрещает грозящие вырождением близкородственные браки.)
21. Все рожденные дети законны, без различия, от жены, или от наложницы и наследуют отцу;
22. При разделе наследства старший сын получает больше младших, меньший сын наследует отцу;
23. После смерти отца сын полностью распоряжается судьбой его жен, кроме собственной матери;
24. За присвоение вещей покойного кем-либо, кроме его законных наследников - смерть;
(Статьи заменяют положения "Семейного кодекса".)
25. Уличенного преступника должен карать каждый, без различия знатности, возраста или чина;
26. Запрещены унизительные или телесные наказания - только дурная слава, изгнание или смерть;
27. За попытку уклониться от наказания, под предлогом знатности, возраста или чина - смерть;
(Статьи заменяют в сетевом обществе равных положения "Уголовно-процессуального кодекса".)
28. За провозглашение вождем не избранного людьми, на общем совете - смерть;
29. Запрещено главам племен и народов носить почетные титулы - всех называть только по имени;
(Статьи ограничивают возможность узурпации власти, под любым предлогом и в любой форме, а равно не дают развиться "культу личности".)
30. Запрещено заключать мир с любым врагом, пока этот враг не побежден или не сдался; (Статья предотвращает возможность преступного сговора с противником во время войны. Нам эта статья знакома в её кратком варианте "Если враг не сдается - его уничтожают".)
31. Приказано, законы Ясы вырезать на стальных досках и каждому выучить их наизусть;

(К сожалению, не помогло. Ни одного экземпляра текста Ясы, "изданного при жизни" Потрясателя Вселенной - до современности не дошло. Уже при внуках Чингис-хана (!), за одно их хранение - хоронили живьем.)


Всемирно историческое значение "Великой Ясы" состоит в том, что этот универсальный свод законов "на все случаи жизни" занимал всего одну страничку текста. Но, как предметно доказал нам Потрясатель Вселенной, больше и не надо. Главное - не мешать им убивать плохих людей. Великий принцип самоуправления обществом, если вдуматься.
(С)Nazgul

Tags: Великая Яса Чингис-хана, ченгис-хан, чингис-хан, яса, ясы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments